«Этикетка» – слово французского происхождения, которое обозначает «стоимость товара на ярлыке». В свою очередь «ярлык» – это монгольское слово, которое впервые появилось в Киевской Руси в период с XIII по XV вв. Со временем термин «этикетка» получил широкое применение в области торговли.
В период Средневековья этикетки становятся обязательным элементом торговли, с помощью которого торговцы получили возможность защитить свою продукцию от недобросовестных продавцов. В свою очередь популярность также набирает клеймо, с помощью которого производители отмечали качество продукции, наподобие товарного знака. Клеймо ставили на ценные товары: элитные вина, вещи, а также украшения из серебра и золота.
Печать этикеток в производственных масштабах началась в 80-х гг., когда появился первый струйный принтер. Изначально принтеры этикеток использовали преимущественно в офисах. Позднее, в конце XX века, компания Microsoft Windows предложила пользователям разные образцы «ярлыков», которые значительно упрощали работу в приложении Word.
В 1984 году выпускается первый лазерный принтер, позволяющий производить печать этикеток в высоком качестве. Это значительно расширило возможности полиграфической печати. Теперь пользователи ПК получили возможность самостоятельно распечатывать цветные, и даже самоклеющиеся этикетки, используя специальные программы.
Этот вид «товарного знака» появился в 1935 году. Автором является американец Ричард Стентон Эйвери, которому пришла в голову идея совместить бумажную этикетку и клейкую ленту (скотч), которую в 1930 году изобрел Ричард Дрю.
Исторические сведения говорят о том, что Ричард Стентон Эйвери перед созданием своего открытия длительное время наблюдал за торговцами, которые наклеивали бумажные этикетки на продукцию, используя обычный клей. Процедура отнимала у продавцов много времени, а мистер Эйвери решил упростить им задачу.
Самоклеющиеся этикетки в рулоне стали настоящим прорывом в сфере торговли. Чтобы предупредить прилипание скотча к бумажной основе и ее последующее повреждение, изобретатель использовал силиконовую подложку. Сначала этикетки изготавливались только из бумаги, позднее для их производства начали использовать другие материалы (ПВХ, ПЭТФ, ПП).
Самым востребованным и популярным видом являются самоклеющиеся изделия, имеющие липкий адгезионный слой, для создания которого используют акрилатные и хлоропреновые каучуки. Этот слой остается под защитой до момента использования ярлыка.
Для нанесения этикеток используется внешний смотчик этикеток, что позволяет их наносить с особой этикет-ленты легко и быстро. Фиксация происходит вследствие изгиба ленты под углом 180°С. Для нанесения ярлыков также применяется технология типа манжета (обтяжные этикетки), которые используют для маркировки товаров цилиндрической формы.